ПРИЛОЖЕНИЕ. Тетрадь Рабии

Из последующих бесед

Уже во время первой беседы я отметила для себя, как тихо и спокойно становится на сердце, когда молишься вместе с дедушкой. А сегодня внутренняя тишина дополнилась вернувшейся на мое лицо улыбкой. Как и почему это случилось — не знаю.

Я много размышляла над услышанным от дедушки, и, все-же, принять Коран как смесь боговдохновенного и приписанного людьми не могла — боялась утратить веру. А без веры жизнь бессмысленна, не так ли? Однажды я рассказала ему о своих опасениях.

Дедушка Исрафил улыбнулся:

— Вера записана не в книгах, а в сердцах людей — утратить ее невозможно. Разве притча о иголке не говорит тебе об этом? А насчет книг — сегодня нужно просто научиться отделять зерна от плевел.

Я ответила, что по поводу «плевел» в священных книгах, на протяжении многих лет внимала противоположным речам, поэтому сейчас мой ум в смятении.

Дедушка Исрафил порекомендовал не размышлять о вере, а заглянуть в свое сердце и жить ею, потому что наши мысли и чувства зависят не столько от увиденного и услышанного, сколько от внутреннего настроя — видим ли мы Всевышнего в окружающих нас людях и в самих себе. Много для этого не надо — просто содержи храм Господа, свой внутренний мир и тело, в чистоте и благолепии: чаще прогуливайся по саду, питайся легкой пищей, не переедай, но пей достаточно воды, омывайся по утрам, будь физически активной и каждый день совершай бескорыстные добрые дела. И самое главное — относись с почтением ко всему, что тебя окружает, принимай как дар божий каждый миг бытия и ненавязчиво помогай окружающим тебя людям очищать сердца от страха и ненависти. Все это одинаково доступно и тем, кто читает книги, и тем, кто вообще не обучен грамоте.

В подкрепление сказанного он привел слова святой Рабии: «Истинное понимание рождается из переживания». И растолковал их на довольно красочном примере:

— О вкусе банана знает только тот, кто его вкусил, а не тот, кому рассказали об этом фрукте.1. Рассуждающий о том, чей бог правильный, подобен человеку «познавшему» вкус банана по книгам и рассказам других людей, а живущий с богом в сердце — подобен человеку, вкусившему банан.

И еще из рассказанного Исрафилом

Притча о счастье

Однажды святая Рабия сидела на усеянном галькой берегу реки, и один из ее преданных слушателей спросил: «Как достичь в этом мире счастья?»

— Да, да, расскажи, как отыскать счастье, — раздались со всех сторон голоса.

Рабия встала в полный рост и попросила каждого из собравшихся поднять с берега по камешку, а затем написать на нем мелом свое имя. Когда все написали имена, она повелела сложить камешки в общую кучу у воды. Когда и это было сделано, она сказала:

— Представьте, что камешек с вашим именем — ваше счастье, — и предложила всем, как можно скорее, найти и забрать свой камешек.

Возникла давка. Прошло больше часа, а возле кучи «искатели счастья» все еще продолжали ожесточенно отталкивать друг друга, чтобы поскорее найти каждому свое «счастье».

— Достаточно, — остановила их Рабия. — У кого на руках есть камешки, положите их обратно в общую кучу.

Когда это было сделано, Рабия изменила задание. Теперь каждому нужно было, подойти к куче, взять из нее первый попавшийся под руку «камешек-счастья» и отдать тому человеку, чье имя было на нем написано. В считанные минуты, без ругани и давки, все камешки вернулись к своим владельцам и Рабия подвела итог:

— Заботьтесь о счастье тех, кто вас окружает. Не пренебрегайте ни одной возможностью творить добрые дела, и тогда ваше счастье само найдет вас. Ведь это такой товар, который чем больше раздаешь, тем в итоге больше получаешь.

Притча о святых книгах

Сердечная дружба связывала маленькую Рабию с Хасаном аль-Басри2, слава о мудрости которого уже давно ходила далеко окрест.

Как-то раз он заглянул в гости к девочке и, когда настал час молитвы, попросил у нее Коран, так как собственный оставил у себя дома. Она протянула ему книгу, он раскрыл ее и был шокирован — святой Коран испещряли пометки и исправления!

— Рабия, кто-то испортил твою книгу!

— Это я ее иногда подправляю, — откликнулась она смеясь.

Хасан был потрясен, он не верил своим ушам:

— Не может быть! Ты и святотатство — несовместимы!

— Здесь нет никакого святотатства. Это моя любимейшая из книг, и я привожу ее в соответствие с переполняющей сердце верой. В моем сердце нет ненависти. Но я не могу считать себя милосерднее Аллаха! Взгляни еще раз на зачеркнутые строки.

Хасан перевел взгляд на Коран и прочитал перечеркнутое: «Аллах сильнее в ярости и наказании3», «Если же они отвратятся (от пути Аллаха), то схватывайте их и убивайте, где бы не нашли их4»

— Это клевета на Всевышнего, — прокомментировала Рабия, — и я перечеркнула эти строки. Аллах —милосердный Бог, а здесь он представлен злым, ненасытным чудовищем. Полистай дальше, и ты найдешь другие перечеркнутые места. Но ни одно из перечеркиваний не умаляет Всевышнего, а напротив — возвышает над людскими дрязгами.

Забыть и помолиться

Для иллюстрации своих мыслей дедушка Исрафил иногда использовал поэтичные высказывания мыслителей прошлого, принадлежавших к самым разным культурам. Мне запомнилась вот эти строфы из древнекитайского трактата Ле Цзы:

«Верша нужна — чтоб поймать рыбу: когда рыба поймана, про вершу забывают.

Ловушка нужна —чтоб поймать зайца: когда заяц пойман, про ловушку забывают.

Слова нужны — чтоб поймать мысль: когда мысль поймана, про слова забывают.

Как бы мне найти человека, забывшего про слова, — и поговорить с ним!»

Зачитав строфы, дедушка предложил мне самой растолковать их смысл применительно к религии.

Задумавшись буквально на несколько секунд, я предложила такой вариант:

Религия нужна — чтобы открыть в сердце Бога: когда открываешь Бога в своем сердце, то уже не можешь не замечать Его в сердцах других людей, и про религию забываешь.

Как бы мне найти человека, забывшего про религию и помолиться вместе с ним!

На этой светлой ноте, с благодарностью к дедушке Исрафилу, я и ставлю последнюю точку в этой тетради.

Примечания

1.С ботанической точки зрения банан является ягодой, многосемянной и толстокожей.
2.Абу Саид аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (642-728)— исламский богослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид). К своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты, и суфии. На его проповеди регулярно приходила и маленькая Рабия. Однажды, когда она не появилась вовремя, он не начал проповедь и слушатели поинтересовались, кого он ждёт. Хасан ответил, что какая бы мудрость ни была в его словах, они приходят к нему из сердца Рабии.
3.Сурра 4 «Женщины» — 86 (84)
4.Сурра 4 «Женщины» — 91 (89)

КОНЕЦ

Начало повести ❯ ❯ ❯