ПРИЛОЖЕНИЕ. Тетрадь Рабии

Прошло три дня как я, измученная сомнениями и вопросами без ответа, спряталась от всего мира в доме дедушки Исрафила. Спряталась, чтобы побыть наедине с собой. Неужели это море насилия, крови, слез угодно Аллаху? Неужели все иноверцы, включая детей и стариков, — заклятые враги Всевышнего? Если так, то и моей добрейшей бабушке Лиане, не отрекшейся от Христа — прямая дорога в Джаханнам1. И она там пребудет вечно. Ужас!!! Почему мой дедушка не заставил ее принять ислам? Ведь он же любит ее! Не находя ответов, я, в конце концов, не выдержала и, почтительно поклонившись дедушке, спросила его обо всем напрямик.

Дедушка Исрафил похвалил меня за вопросы, сказал, что ему больно было смотреть на мои мучения. Но он молчал, так как о самом важном, самом главном можно говорить лишь с тем, в ком вопросы созрели, рвутся наружу, и кто задает их с надлежащим почтением. Он взял со стола Коран, сел на ковер, положил книгу к себе на колени и пригласил меня присесть рядом с ним. Так начались наши беседы о любви и ненависти, об исламе и христианстве и многом-многом другом. Наиболее запомнившееся мне из этих бесед я и решила записать в этой тетради.

Беседа первая

Прежде чем начать беседу дедушка предложил мне помолиться вместе с ним Всевышнему, чтобы тот помог нам сохранить чистоту помыслов, открытость сердец и жажду познания. После молитвы несколько минут мы пребывали в молчании, потом он спросил:

— Ты знаешь, в честь кого тебе дано такое красивое имя?

— В честь святой Рабии2, — ответила я.

И тогда он рассказал мне притчу об иголке.

* * *

Компания молодых людей, известных в городе бездельников и ловеласов, увидела на центральной площади Рабию, которая, присев на карточки, что-то искала на мостовой. Плененные ее красотой юноши подошли к ней.

— Что ищем, красавица?

— Что-то важное, о чем трудно сказать словами.

— Скажи, не скрывай, — настаивали они. — Такой девице помочь — одно удовольствие! Мы быстро найдем.

— Ну, хорошо, — сдалась Рабия. — Сегодня утром я потеряла иголку.

Молодые люди разбрелись по площади в поисках утерянного.

Через какое-то время один из них снова подошел к ней:

— Площадь большая, мы можем так искать до вечера. В каком месте ты ее обронила?

— Я потеряла иголку в своем доме.

— Но почему ты ищешь ее здесь?

— Здесь светит Солнце, и мокрые камни так ярко блестят!

— Какая глупость искать там, где не теряла! Ты, просто, сумасшедшая!

— Не более, чем вы.

— Мы? Сумасшедшие???

— Разумеется. Вы потеряли нечто большее, чем иголку, но ищите не там, где потеряли. История с иголкой придумана мной, чтобы заставить вас задуматься о вашем безумстве. Позови всех, пусть подойдут. Я расскажу об утраченном вами сокровище.

Когда юноши подошли и обступили ее кругом, Рабия объяснила:

— В каждом из вас сокрыто величайшее из сокровищ — источник бесконечной любви и радости. Увлеченные мирскими заботами вы забыли о его существовании — потеряли. Ваши сердца истерзаны жаждой по утерянному. В попытках ее утолить вы цепляетесь за мишуру внешнего мира — деньги, славу, опьяняющие напитки, чувственные наслаждения... Пресытившись одной игрушкой, хватаетесь за другую — пытаетесь найти в изменчивом мире нечто неизменное. Разве это не безумие? Опомнитесь! Неизменное — в глубинах ваших сердец. Откройте их, излейте на окружающих любовь, и она стократно возрастет в вас самих. Но вы изо дня в день заняты поисками своего счастья там, где его невозможно найти. Так кто из нас сумасшедший?

Молодые люди молчали.

* * *

Закончив притчу, дедушка спросил меня:

— Как ты думаешь, твоя бабушка Лиана нашла в себе этот источник или ищет утех на стороне?

— Конечно нашла, — ответила я не колеблясь. — От нее веет теплом, уютом. Она добра со всеми, помогает бедным. В ее присутствии я ощущаю себя маленькой девочкой, сидящей на коленях у мамы, надежно защищенной от любых невзгод и потрясений. Таких как она людей на земле не так много.

— Она называет своего бога Христос, а не Аллах. Но ведь суть веры не в том, как называть бога, каких придерживаться обрядов, когда и как молиться (это все мишура, внешнее), а в том, чтобы человек нашел в своей душе неиссякаемый источник радости и любви. Разве не об этом притча?

Для меня такая интерпретация оказалась несколько неожиданной. Сердце соглашалось, но ум протестовал. Некоторое время я молчала в растерянности, потом, уступая уму, возразила:

— Суть веры изложена в священных книгах. Коран говорит, что мы не должны дружить с иудеями и христианами, а напротив — сражаться с ними, потому что неверные — слуги дьявола и им Аллахом уготована прямая дорога в ад3..

— В священных книгах иудеев и христиан тоже нелестно отзываются об иноверцах, к которым они относят и мусульман, так же грозят иноверцам страшным судом и адом. Но суть их книг, как и суть Корана не в этом, а в том, чтобы помочь человеку осознать глубину и богатство собственной души, соприкоснуться с основой всего сущего и жить на Земле, касаясь неба. Все, что в Коране, Евангелии, Торе исполнено страха и ненависти — вписано людьми, а не данная Богом истина.

— Коран ниспослан Аллахом, — возразила я.

— Коран представляет собой сборник изречений, якобы сказанных Аллахом через посредство ангела Джибриля (архангела Гавриила) Мухаммеду и записанных со слов последнего его учениками. Первоисточники, после сведения их в одну книгу, были сожжены. Как ты думаешь, почему их сожгли?

Я не нашлась, что ответить и не могла вот так сразу отказаться от всего, что считала боговдохновенным, поэтому промолчала. Дедушка Исрафил счел мое молчание за согласие и подвел итог:

— Миром правит любовь. Мир создан из вещества, называемого любовью. Страх и ненависть — искажения любви.

Там, где преобладает страх, — о любви забывают. Страшилки о том, что все немусульмане или нехристиане попадут в ад должны быть отброшены и вычеркнуты из священных книг, как искажающие их суть, препятствующие любви.

Там, где возрастает ненависть, — для любви также не остается места. Восхваление в священных книгах сцен уничтожения иноверцев, равно как и призывы к борьбе с ними противоречат сути этих книг, они явно не от Бога.

Там, где царствует любовь, — нет места ни страху, ни ненависти. Провозглашение своей религии единственно верной — преступление перед людьми и перед богом.

В мире сотни разных религий, у каждой свои ритуалы, обряды, таинства, символы, но направленность у всех едина — духовный мир человека, связь верующих с богом, с другими людьми, со всем миром. Весь мир — одна семья. Даже в самой большой семье нет двух одинаковых детей. Бог любит многообразие — наши различия не повод для войн, насилия и запугивания, а повод для радости, празднования.

Примечания

1.Джаханнам — аналог христианского ада. Согласно Корану, главные мучения, которые ожидают грешников в Джаханнаме, — от жгучего огня. Связанные цепями, они будут там пребывать вечно, пить гнойную воду и кипяток, который рассекает внутренности. В Джаханнаме растёт дерево заккум, у которого вместо плодов — головы шайтанов. В некоторых местах Корана Джаханнам представляется также в виде дрожащего, движущегося чудовища.
2.Рабия аль-Адавия — поэтесса, философ, героиня многочисленных исламских притч. Родилась в 717 году в Басре, где провела большую часть своей жизни и похоронена там же в 801 году на Елонской горе. Мудрость, по мнению аль-Адавии, заключается в знании Бога и полной преданности ему. Руки Рабии просили эмир Басры Мухаммед бин Сулейман и множество благочестивых людей, она неизменно всем отказывала, отвечая, что у нее один Возлюбленный (так суфии назвали Бога) и она целиком в его власти.
3.О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (Из суры 5. «Трапеза», стих 56 (51); Сражайтесь с теми, кто не веруют в Аллаха (Из суры «Покаяние» стих 29)

Окончание повести ❯ ❯ ❯