ЖЕМЧУЖНЫЕ РОССЫПИ

Жемчужная россыпь Единство в многообразии Бог и человек Обо всём

СВОБОДА

❮ ❮ Амма Николай Бердяев Сергей Желудков Митрополит Антоний Сурожский Протоиерей Александр Мень Шри Ауробиндо Шри Шри Рави Шанкар Коран, Сура ЮНУС, аят 99 ❯ ❯


Амма
Без любви свобода невозможна


Амма

Любовь и свобода не являются двумя понятиями, они - одно. Они взаимосвязаны. Без любви свобода невозможна, без свободы не может быть любви. Только в состоянии любви красивый, благоухающий цветок свободы и блаженства раскроет свои лепестки и расцветет.


Николай Бердяев

Человек сам по себе очень мало человечен, он даже бесчеловечен. Человечен не человек, а Бог. Это Бог требует от человека человечности, человек же не очень требует. Совершенно так же это Бог требует, чтобы человек был свободен, а не сам человек. Сам человек любит рабство и легко мирится с рабством. Свобода есть не право человека, а обязанность человека перед Богом.


Священник Сергей Желудков

Страдают все – виноватые и невинные, потому что природа и человечество есть единый целостный организм. Вмешаться насильственно Богу в жизнь этого целостного свободного мира – это значило бы всё нарушить, остановить, уничтожить… Итак, главный аргумент атеизма бледнеет перед прозрением о свободе. Да ведь и сама эта возможность нашего атеизма, возможность отрицать «существование» Бога – разве не есть это откровение свободы, которую даровал Бог человеку?

Должен быть какой-то сокровенный высший смысл в том, что сильному человеку не даётся благодати религиозной веры. Мы можем оценить связанную с этим захватывающую идею свободы. Бог наш чтит свободу человека. Он не заставляет Себя признать, Себе покориться принуждением «науки», логики или подавляющей интуиции.


Митрополит Антоний Сурожский

Святой Иоанн Златоуст очень ясно учит нас этому, когда говорит: если хочешь в конце концов ничем не обладать, быть свободным от всего, начни с того, чтобы принести в дар Богу то, что тебе не нужно. С одной стороны, чувство потери не будет выше твоих сил, с другой стороны, ты даже не сможешь похвалиться и погибнуть через гордость, поскольку отдал-то ты нечто тебе ненужное. Когда освободишься от чего-то совершенно бесполезного, ты обнаружишь, что теперь что-то следующее вышло на уровень бесполезного. Отдай Богу и это. И мало-помалу, принося в дар Богу одну за другой вещи, ставшие ненужными, ты окажешься совершенно свободным от всего, потому что в конечном итоге, кроме Бога и Его Царства, все ненужно

Люди тянут свои щупальца направо и налево к разным предметам, ко всему, что могут вообразить привлекательного, смотря по тому, куда их толкает вожделение. Но очень редки те, кто живет внутренне, кто свободен, потому что не прилип ни к чему, потому что, как вы знаете, и опыт нам постоянно это доказывает, как только мы думаем, будто чем-то обладаем, мы делаемся пленниками этого обладания. Как только мы что-то схватим, мы обладаем тем малым, что держим, и теряем гораздо больше. Если я возьму эти часы и зажму их в руке, у меня больше нет руки. Достаточно мне взять в другую руку еще предмет, и я стану совсем безруким. А если я сделаю то же самое сердцем и умом, я могу оказаться пленником всех своих богатств.


Протоиерей Александр Мень

Только отдавая, ты будешь чувствовать удовлетворение. Есть такие слова Спасителя (их нет в Евангелии, а сохранились в Предании): "Блаженнее давать, нежели брать". И эти твои больные старики, которых ты видела, они - нужны сейчас для того, чтобы люди учились в отношении к ним проявлять терпение, доброту и снисходительность. Хорошо ухаживать за нужным, молодым человеком. А за такими - каково! Я насмотрелся на это в больницах, особенно в психиатрических. Какие там сестры. Я просто благоговею перед ними. Да, у больных и стариков есть своя миссия в мире!

Свобода, и еще раз свобода. Более того, даже если бы бытие Божие было бы доказано с математической точностью - это бы противоречило замыслам Божиим, потому что человеку некуда было бы деться.

- Он всеведущ? И как терпит это? Почему не пресечет страдания невинных людей, дав нам пример справедливости?
- Надо прежде всего задать вопрос: имеем ли мы право переносить на Творца такие вот свойства надзирателя? Потому что мы были бы тогда не людьми, не образом и подобием Божиим - мы были бы детским садом, марионетками. Нам очень хочется, чтобы наверху сидел большой господин, который бы все время наблюдал за нами и при малейшем нарушении тут же карал виновных и поощрял невинных. Этого нет. Этого не должно быть. Человек, по замыслу, является соучастником божественного творения. Библия называет это словом "завет". "Завет" - это церковно-славянское слово, по-русски оно означает "союз". Союз может быть с каким-то мало-мальски равноправным существом. Но если это существо - заводная кукла, то какой же может быть с ним союз? Если его жестко запрограммировали на добро, если ему не дали возможность выбирать между добром и злом, тогда что же это за выбор? Это вроде тех "выборов", которые были у нас долгое время.

Само слово "пропаганда" мне противно. Оно наполовину замешано на лжи. Мы можем только выражать свое мнение, а каждый человек может добровольно что-то принимать и что-то отвергать. Никакого навязывания! Потому что Бог - свобода, дух - свобода, духовность - свобода, любовь - свобода. Можете себе представить любовь принудительную, как в романе Беляева, который, кажется, называется "Властелин мира"? О человеке, разработавшем аппарат, которым можно было вызвать любые чувства. И вот, желая влюбить в себя девушку, он нацеливал на нее этот аппарат, и она бежала к нему стремительно, сломя голову. И вы такой любви не захотите. И веры такой нам не надо. Все должно быть прекрасным и свободным.

Издавна люди задавались вопросом, почему, если Бог существует, Он не явил Себя с полной очевидностью, чтобы подавить неверящих Ему Своим необоримым могуществом. Но в глазах потомка Дон Кихота это стало бы величайшим посягательством на человеческую свободу. Насилием, столь же противным подлинной вере, как и неопровержимые научные или логические аргументы, от которых некуда деваться... Священник видит сон: Христос сходит с креста и вынуждает Своих палачей в ужасе склониться перед Ним. Отец Кихот* ощущает такую возможность как гнетущий кошмар. И хотя для многих подобный исход Голгофы был бы самым желанным, герой Грина отшатывается от него. В этом отказе торжествует вера как мужество, как готовность свободно устремляться навстречу неведомому.

* "Монсеньор Кихот" - роман Грэма Грина. Автор как бы переносит сюжет и бессмертных героев Сервантеса в день сегодняшний, наделяет их современными чертами.


Шри Ауробиндо

Я не могу называть цивилизацией варварский комфорт и кричащее изобилие Европы. Людей, несвободных духом и не умеющих привести окружение к благородной гармонии, нельзя назвать цивилизованными.


Шри Шри Рави Шанкар

Не думайте, что вы станете свободными когда-нибудь в будущем. Вы свободны в этот самый момент. Просто, примите это как должное и двигайтесь вперед.
Вы свободны. Вы - бесконечное пространство. Жажда быть свободным является своего рода рабством.

Когда люди любят и уважают вас, вы обязаны отвечать им взаимными любезностями, потому что вы не хотите их ранить. Когда они не уважают или не любят вас, ваши действия и выражения не причиняют им боли. Таким образом, они предоставляют вам свободу. Когда вы завоевываете уважение, вы часто оплачиваете это ценой собственной свободы.
Мудрость в том, чтобы поставить свободу на первое место, а не беспокоиться об уважении.

Истинная свобода не в том, что "Мне все до лампочки". Истинная свобода - это легкость изнутри, искренняя улыбка и отсутствие жесткости. Такая свобода не ведет к высокомерию.

Сделайте Всеобщее личным и вы станете богаче, мудрее и сильнее. Сделайте индивидуальное Всеобщим, и вы найдете свободу, сострадание и любовь.

Отстаивание своих прав изолирует вас и делает бедными. Мужественные люди отдают свои права. Уровень вашей свободы, вашей силы определяется тем, в какой степени вы можете отдать ваши права. Только те, кто имеют права, могут их отдать! В реальности, требования не дадут вам прав и не лишат вас их. Понимание того, что никто не может лишить вас прав - это свобода.

Мы - порождение своего собственного ума, собственных желаний, страстных стремлений и неприятий. Когда страстные желания и неприятия уходят, тогда вы чувствуете идущие изнутри свободу, простоту!

Каждый в своей жизни в той или иной ситуации переживал определенную степень свободы. Но когда это переживание становится реальностью жизни, ваша энергия целиком меняется, и ничто, чем бы это ни было, больше вас не беспокоит. Никто не может стереть улыбку с вашего лица. Никто не может изменить вас, какие бы раздражители он не использовал. Никто не сможет нажимать на ваши кнопки.

Истинная любовь не собственность, она приносит свободу. И отрешенность не что иное, как свобода. Только в свободе любовь может полностью расцвести.


Коран Сура ЮНУС, аят 99

Если б Господь желал того, то все до одного на земле уверовали бы в Бога. Так неужели ты (о, Мухаммад!) станешь принуждать людей?

Жемчужная россыпь Единство в многообразии Бог и человек Обо всём



Мои страницы в социальных сетях:

FACEBOOK OДНОКЛАССНИКИ В КОНТАКТЕ